Перед встречей с репетитором...

О репетиторстве и экзаменах. Ответы на важные вопросы. Мои советы учащимся и родителям.

Если вы решили обратиться к репетитору, предлагаю вашему вниманию несколько советов, рекомендаций и наблюдений из моего опыта преподавания. Возможно, они помогут вам сориентироваться в мире образования и правильно настроиться на плодотворное общение с домашним учителем. Если вы хотите видеть меня в роли репетитора, то прочитать текст ниже вам необходимо, чтобы ознакомиться с моим пониманием работы и выяснить, насколько оно соответствует вашим ожиданиям.

Для чего мне нужен репетитор? Если вы решили сделать первый шаг и начать дополнительные занятия, думаю, не помешает ответить себе на этот вопрос. И дело не только в том, что иначе вам будет трудно объяснить преподавателю свои задачи и требования. Согласитесь, что без чёткого представления, зачем ходить на уроки, вы не поймёте, для чего тратите время, силы и деньги. Вам сложно будет оценить, довольны ли вы качеством обучения, хотите ли что-то изменить, стало ли больше уверенности в себе. Наконец, если цели отсутствуют, то как измерить итоговый результат -- достигли вы его или нет? Поэтому наличие конкретной цели -- это обязательно требование, которое я выдвигаю своим ученикам. "Просто так" я не занимаюсь: бесполезный расход ресурсов -- ваших и моих.

Если на первых встречах ученик своими словами расскажет, что ему понятно, а в чём у него трудности, он облегчит задачу репетитора. Все остальные пробелы преподаватель увидит на уроках сам. Вполне вероятно, что они окажутся там, где вы даже не подозревали. Нередко бывает, что школьник убеждён в хорошем знании определённой темы предмета, однако занятия показывают, что он сильно заблуждался. Конечно, бывает и всё наоборот.

Возможно, вы не уверены, что нуждаетесь в репетиторе, так как существует и другой выход из положения. При каждом среднем и высшем учебном заведении действуют подготовительные курсы, куда можно записаться и решить проблему дополнительных уроков. Мне лишь хочется предупредить, что коллективное обучение по качеству обычно сильно уступает индивидуальному. Пример школьного образования — лишнее тому доказательство. На курсах для абитуриентов учащиеся записывают лекционный материал с разбором основных примеров, а практики, тренировки для конкретного ученика мало. Заставить себя вечером дома сделать хотя бы пару упражнений для самопроверки у большинства детей не хватает силы воли. Вот и получается, что исписываются страницы, темы для заучивания накапливаются, умножаются пробелы (о которых в многолюдной аудитории преподавателю так сразу не расскажешь), а навыков выполнения ЕГЭ по-прежнему нет. Как правило, в феврале-марте выпускник понимает, что толстая тетрадь с лекциями не прибавила ему ни умений, ни уверенности в себе. Возникает потребность хотя бы немного «походить к репетитору». Такие абитуриенты бывают у меня каждый учебный год. Иногда они сами удивляются, что уже неоднократно разбирали это правило с примерами, а использовать его в тестах не могут, испытывают беспомощность, не зная, как подступиться к заданию. В чём причина? Всё в том же — в отсутствии достаточной практики и своей собственной тренировки, когда упражнение выполняется не вслед за учителем, пишущим что-то на доске, а самостоятельно, пусть поначалу с ошибками. Задача репетитора -- помочь расставить всё в голове по местам и включить в уроки как можно больше вариантов тестов. Именно так можно добиться эффекта «узнавания задания» на экзамене и не чувствовать себя растерянно, будто видишь его первый раз в жизни.

Существенным плюсом подготовительных курсов является их стоимость, обычно более низкая, чем у репетитора (хотя и не всегда). И это понятно: на частных уроках время отдаётся только вам и обучение проводится так, как нужно вам. На курсах учебные часы делятся на всех сразу, а внимание к каждому ученику и его ошибкам минимально. То же самое касается и тест-классов в школах, где неплохо ведётся практическая работа, но недостатком которых можно назвать всё тот же коллективизм. Такая форма занятий подходит для сильных, самоорганизованных учащихся и слабо пригодна для всех остальных. Поэтому, прежде чем принимать решение, хорошо подумайте, что для вас важнее, и действуйте в согласии со своими целями.

В каждом случае я продумываю индивидуальную программу для учащегося, учитывая примерное количество часов и начальный уровень знаний. Всю теорию к каждому заданию экзамена я пишу сама, учитывая особенности ЕГЭ и ОГЭ. Такой способ подачи значительно облегчает ученикам поиск нужной информации, помогает отделить главное от второстепенного, обратить внимание на нюансы правил и сэкономить время на уроке. Типовой материал обязательно сопровождается "прицельными" заданиями, которые я также составляю сама и подбираю к каждому уроку для каждого ученика. В репетиторстве как в индивидуальной форме обучения шаблонность в принципе пагубна, так как убивает весь смысл дополнительных занятий. В работе я всё время ориентируюсь на "чёрный список" правил, составленный конкретно для вас: ход обучения сам подсказывает мне, какие разделы русского языка даются вам с особым трудом или попросту недоучиваются. Не расслабляйтесь и будьте готовы к неожиданным проверкам, к тому, что на уроках, посвящённых новой теме, вдруг появится задание на повторение проблемного материала. Шаг за шагом мы осваиваем программу так, как нужно в конкретной ситуации, будь то долгий учебный год с большим количеством часов или аврал, когда до экзамена месяц, осознание этого факта пришло только что, а такой страшный предмет, как русский язык, забыт напрочь. В процессе обучения наши задачи могут меняться в зависимости от успехов и темпов изучения материала. Как правило, выводы о способностях ученика и прогноз результата я могу сделать уже на первых двух-трёх уроках.

Чем ниже начальный уровень знаний учащегося и чем выше балл он желает получить на ЕГЭ (или другом экзамене), тем больше часов он должен потратить на изучение предмета. Эта простая истина часто забывается при первом контакте с репетитором по понятной причине: ученики и их родители хотят сэкономить время и деньги, надеясь, что русскому языку можно научиться "между делом", так как в голове всё же остались какие-то обрывки пройденного в школе. Однако любой опытный преподаватель скажет, что одно занятие в неделю при "троечных" знаниях не даст превосходного результата. Для отличной оценки на ЕГЭ нужно посвящать предмету не менее 3-4 часов в неделю. А когда школьник совершенно не в ладах с русским языком -- и того больше. К сожалению, некоторые родители ошибочно видят за этими фактами алчность репетитора и его желание заработать как можно больше денег. Поверьте, востребованному преподавателю искать себе лишнюю нагрузку ни к чему: у него её и так достаточно. Я никогда не занимаюсь чаще нужного, более того: обычный мой формат -- 90-минутный урок 1 раз в неделю. Но в этом случае, если исходный уровень невысок, вероятность высокого балла на экзамене существенно снижается, и главное, чтобы вы это понимали. А всё, что мы не успеем сделать на уроках, вы будете должны дорабатывать дома в полном объёме. И если вам хорошо подходит такой способ получения знаний (ценный талант!), даже небольшое количество визитов к репетитору может привести к мощному рывку вперёд. При любом раскладе я придаю очень большое значение домашней работе, которая учит самостоятельно мыслить и искать решения текущих задач.

Иногда мне даже приходится сталкиваться с просьбами родителей освоить с учеником весь материал ЕГЭ буквально за несколько занятий. Но это попросту невозможно, учитывая внушительный объём знаний, которым нужно пользоваться на экзамене. Однако это не значит, что такую сверхсжатую схему уроков я в принципе исключаю. Можно начать готовиться к ЕГЭ и в мае, но тогда придётся рассчитывать лишь на проработку грубых ошибок и обзор самых трудных случаев грамматики. Почему-то иногда упускается из виду тот простейший факт, что программа учебного предмета распределена на несколько лет и требует времени, которого за месяц до экзамена уже нет. Вам это кажется очевидным? А я регулярно принимаю звонки с просьбами примерно такого содержания: "Мой сын завалил экзамен и остался на осень! Он всегда плохо учился, предмет полностью запущен, несколько лет выше тройки ничего не было. А пересдача уже через месяц! Пожалуйста, помогите! Только мы можем ходить к вам раз в неделю, не чаще". На это мне обычно хочется ответить, что я сама ещё не сдала экзамен в школе волшебников. Другими словами, очень важно разумно оценивать желания и возможности и не требовать от репетитора сказочных рекордов -- объяснить весь курс русского языка средней школы и научить виртуозно писать эссе всего за 5 занятий. Сомневаюсь в профессионализме репетиторов, которые уверяют, что они это умеют, обещая уникальной "экспресс-методикой" привести школьника к самому высокому баллу на ЕГЭ, даже если ещё вчера он не отличал существительное от прилагательного. Тогда бы и в школу не нужно было ходить!

Итак, экспресс-подготовка к ЕГЭ (за 2-3 месяца до экзамена) вполне возможна, но при нескольких важнейших условиях:
-- высокий уровень мотивации, иначе говоря -- большое желание достойно сдать предмет;
-- работоспособность, частые занятия, отсутствие пропусков;
-- строгая дисциплина и самодисциплина ученика;
-- обязательное выполнение большого количества домашних заданий;
-- хорошая обучаемость ученика, умение быстро усваивать новый материал.

Периодически я встречаюсь с учениками, которые уверены, что если в школе у них всё время была тройка по русскому, то на ЕГЭ им никогда не получить хорошего балла. Мол, зачем заниматься, это напрасно, я всё равно ничего не знаю, не успею, я глупый, бездарный, необучаемый и т.д. Подобные убеждения часто оказываются большим преувеличением, а в ряде примеров — абсолютно искажённым и вредным представлением о себе и своих способностях. Низкая оценка по русскому языку в школе далеко не всегда говорит о настоящем уровне развития мышления ребёнка, причины троек и двоек могут быть самыми разными, и вы знаете их не хуже меня. Понятно, что сама специфика классного обучения просто не позволяет адекватно оценить таланты каждого учащегося. Неоднократно мне приходилось наблюдать, как ученик, считавший себя слабым и неспособным, всё-таки приходил ко мне на занятия и делал успехи уже на первых уроках, демонстрировал хорошую память, логику, умение рассуждать и анализировать ошибки.

Конечно, если вы пришли к репетитору в 11 классе с тройкой, а весной на ЕГЭ вам хочется получить балл, равный четвёрке, придётся основательно потрудиться (это ключевое слово!) в течение нескольких месяцев. Но результат того стоит, а главное — он совершенно реален, если отдать предмету достаточно времени и сил. Репетитор сможет преподать курс русского языка заново, пусть и в ускоренном режиме, а у вас есть все возможности за последний учебный год наверстать упущенное и претендовать на хороший балл по русскому языку.

Считаю важным подчеркнуть, что я работаю только с теми детьми, которые ХОТЯТ учиться и САМИ стремятся к успешной сдаче экзаменов. Если ваш ребёнок идёт на наш первый урок, как на каторгу, вам лучше свернуть на другую дорогу и обратиться к учителю, который может потратить огромную часть своей энергии на мотивацию к обучению. У меня же такой возможности нет: я расходую силы только на заинтересованных школьников и не провожу воспитательную работу, тратя драгоценную половину рабочего времени на увещевания и дрессировку подростков. Несмотря на свою фамилию.

Я чрезвычайно серьёзно подхожу к вопросам времени и требую от учащихся того же. Прошу понять, что мои уроки -- это мой распланированный рабочий день, где пунктуальность предыдущего человека прямым образом влияет на чёткость расписания последующих. К сожалению, такие качества, как неорганизованность и легкомыслие, встречаются на моём профессиональном пути чаще, чем хотелось бы. Мне очень трудно работать с людьми, которые не выполняют обещаний, не приходят в назначенное им время, пропускают уроки без уважительной причины, регулярно забывают нужные книги и тетради. Иногда я невольно недоумеваю: зачем они вообще искали репетитора? Поэтому я дорожу ответственными учениками и, напротив, с лёгким сердцем расстаюсь с теми, кто не уважает чужое время. Если вы склонны к небрежности и хроническим опозданиям, то я не тот учитель, у которого вам будет комфортно заниматься.

Настройтесь обязательно выполнять все тесты и упражнения, которые вам будет давать репетитор, лишний раз не пропускайте уроки. В отдельных случаях по просьбе учеников я обхожусь без домашних заданий (время от времени, в периоды особенно высокой нагрузки в школе), но работа над эссе и сочинением-допуском к ЕГЭ всегда переносится на дом. В конце занятия я объясняю правила выполнения этого задания, а на следующем принимаю сочинение, которое проверяю на уроке или во внеурочное время, после чего делаю необходимые замечания. Так мы экономим учебные часы, к тому же практика показывает, что обдумывать собственный текст ученикам удобнее дома в спокойной обстановке. Я рассматриваю любые варианты работы над творческой частью экзамена, требование лишь одно: писать сочинения и сдавать их в срок. Чтобы получить высокий балл за это задание, необходимо выполнять его добросовестно и регулярно, учитывая все мои исправления и рекомендации, каждое из которых имеет большое значение для итоговой оценки. То же самое касается и других типов практического материала: специфика тестирования такова, что без предварительной упорной тренировки с тщательным анализом собственных ошибок шансы на успех заметно снижаются. Вы не поверите, но при малом объёме упражнений у многих школьников падает способность даже правильно прочитать формулировку задания (а она может быть коварной), что приводит к ошибочности ответа. Отнеситесь к подготовке к экзамену максимально ответственно. Репетитор не является школьным учителем и не может пугать двойками, заставляя учиться против желания, но не забывайте, что на этих занятиях вы работаете не на оценку в тетради, а на свой итоговый результат. Поэтому я всячески приветствую ваше серьёзное отношение к урокам и желание победить, а со своей стороны с радостью предлагаю педагогическую помощь, с которой вам будет легче достичь заветной цели.

А на самый важный и животрепещущий вопрос родителей: "Есть ли у нас шансы хорошо сдать ЕГЭ?" -- я обычно отвечаю, что шансы есть всегда, если ваш ребёнок смог доучиться до 11 класса школы. Всё дело в том, как он распорядится оставшимся выпускным годом: бездарно потратит время впустую, сидя по вечерам в социальных сетях и выполняя задания репетитора "левой ногой", потому что с подводной лодки не сбежишь, или же будет продуктивно работать в полную силу своих природных возможностей, отодвинув на второй план привычные развлечения. Будет листать сборник "Краткое содержание всех произведений школьной программы" и переписывать чужие мысли с популярных сайтов или сам прочитает несколько книг или хотя бы отрывков серьёзно, вдумчиво, развивая собственный взгляд на мир, как взрослый человек. Несмотря на известное выражение "Экзамен -- это лотерея", зависимость оценки от количества потраченных усилий ещё никто не отменял. И взаимосвязь эту не хотят признавать только лентяи: она им невыгодна. Да и вообще, нам только кажется, что успешные люди -- это баловни судьбы, которым почему-то несправедливо благоволят небесные силы, а на деле в большинстве случаев за везением стоит банальная работа до седьмого пота.

Мой опыт индивидуальных уроков показывает, что наилучших результатов обучения удаётся достичь только в том случае, если вторая сторона процесса разделяет мои убеждения. Думая одинаково, мы в итоге сообща добиваемся успеха, и, наоборот, если ваши взгляды на совместный труд с репетитором не совпадают с моими, вряд ли наши встречи принесут вам удовлетворение, высокие оценки и баллы.

Если вас устраивает мой подход к обучению, вы можете связаться со мной и задать свои вопросы.

Мои координаты и прочие данные -- ниже по ссылкам:


Моё резюме

Цены за уроки

Обо мне

Отзывы учеников

На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz